Чемпионат Европы по футболу, Каннский фестиваль, «Евровидение», недели моды, инвестиционные форумы, музыкальные фестивали, художественные выставки – сотни мероприятий по всему миру отменены или перенесены из-за пандемии коронавируса. Но есть в повседневной жизни непрерывные процессы, которые нельзя ни отменить, ни перенести. Один из таких процессов – обучение.

Школы и университеты Италии, Чехии, Франции, США, Китая и десятка других стран мира закрыты из-за распространения COVID-19. С 23 марта в список вошла и Россия: школьники перешли на дистанционное обучение, карантин продлится минимум до 12 апреля. В Москве же общеобразовательные учреждения закрыли еще раньше – 21 марта.

В сложившихся обстоятельствах школы вынуждены искать способ, как максимально оперативно и без потери качества перевести обучение в онлайн-формат. Кто-то выбирает привычный Skype, кто-то – различные сервисы для видеоконференций, другие – платформы для онлайн-трансляций. У каждого из этих способов есть свои преимущества и слабые места, которые так или иначе сказываются на эффективности учебного процесса. В любом случае единого решения для образовательных учреждений на данный момент нет: на днях «Яндекс» объявил о запуске платформы для дистанционного обучения, которая будет доступна всем российским школьникам. Однако заработает она только 30 марта, а занятия на ресурсе будут доступны исключительно в формате записей, без возможности живого общения ученика и учителя.

Но есть школы, в которых онлайн-формат давно опробован и уже является неотъемлемой частью учебного процесса, – для них вынужденный переход на дистанционное обучение в связи с карантином оказался наиболее простым, быстрым и «безболезненным».

Одним из таких образовательных учреждений стала российско-британская школа «Алгоритм», где онлайн-формат апробировался в течение долгого времени на разных категориях учеников – в первую очередь, профессиональных спортсменах и иногородних школьниках, которые не имели возможности посещать очные занятия в Москве, но хотели получить качественное образование на базе «Алгоритма». Специально для них была разработана полноценная система дистанционного обучения, которая теперь активно используется школой и является одной из ключевых составляющих образовательного процесса для всех учеников, наряду с очными занятиями.

Онлайн-уроки в «Алгоритме» проходят в режиме прямой трансляции на платформе Jalinga – программе для создания видеокурсов, презентаций и вебинаров, разработанной «Алгоритмом» в 2015 году. На протяжении пяти лет сервис постоянно дорабатывается и совершенствуется, и сегодня им пользуется не только сама школа, но и ряд крупных российских компаний: «МегаФон», «Сбербанк», «Газпром», «Яндекс» и другие.

Очень важно при переходе на дистанционный формат не превратить живой процесс обучения в скучные лекции и сохранить пресловутую связь и активный диалог ученика с учителем. Именно поэтому у учащихся «Алгоритма» всегда есть возможность непосредственно в ходе урока уточнить непонятный момент, написав в общий чат, личные сообщения преподавателю или задав вопрос голосом – когда учитель передает слово ученикам.

Кроме того, записи уроков сохраняются на сайте и YouTube-канале школы, что дает возможность в любой момент вернуться к нужному занятию и освежить в голове знания по теме. Вне уроков ученик также всегда может задать интересующий вопрос преподавателю – через специальную форму на портале, через куратора класса или написав преподавателю на личный email. И это одно из важных преимуществ «виртуального» образования.

Такое живое взаимодействие и постоянная коммуникация позволяют преподавателям максимально вовлекать школьников в процесс, фокусировать их внимание на уроках и избегать потери качества и результативности обучения. Более того, многие занятия проводятся в режиме трансляции из студии, что создает еще больший эффект присутствия. Именно поэтому ученики не чувствуют себя одинокими, а уровень усвоения материала никак не уступает очным занятиям в классе.

«Педагогам и учащимся привычно дистанционное обучение: до начала эпидемии и карантина многие уроки и занятия в нашей школе уже проходили онлайн. Конечно, полный переход на «удаленку» для нас – это новый опыт, – но мы видим, что детям такой формат нравится, ведь они любят все новое, интересное, необычное и непривычное. От родителей мы тоже слышим только положительные отзывы, ведь, что важно, несмотря на домашний режим, нам удалось полностью сохранить качество и объем уроков. При этом привычные учебные процессы – проверка домашних заданий, контроль посещаемости уроков – также осуществляются нами в полной мере», – говорит учредитель российско-британской школы «Алгоритм» Алексей Мисютин.

Помимо качества и количества уроков удалось сохранить и расписание: онлайн-занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня и длятся от 45 до 60 минут. Благодаря этому график школьников не нарушается и у них остается время на дополнительные занятия, хобби и общение с друзьями (пока – только дистанционное). А у выпускников девятых и одиннадцатых классов – на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, которую «Алгоритм» сейчас также перевел в режим онлайн.

Безусловно, ни одна самая технологичная и инновационная платформа дистанционного образования не заменит полностью очных занятий и личного контакта ученика с учителем. Но в сложившейся ситуации, когда речь идет о благополучии и здоровье детей, это единственный возможный и правильный вариант, который позволяет не только обезопасить школьников, но и ни на день не останавливать обучение, при этом сохраняя его максимальное качество и результативность. Более того, как показывает опыт «Алгоритма», при правильном подходе учителя, направленном на мотивирование школьников и вовлечение их в учебный процесс, эффективность онлайн-уроков зачастую оказывается значительно выше, чем очных занятий.

Пандемия коронавируса – непростое испытание для всех: государства, экономики, бизнеса, культуры, образования. Но если постараться, плюсы можно найти даже в такой сложной ситуации. Например, школы – многие из них никогда раньше не практиковали онлайн-формат и узнали о нем только сейчас, столкнувшись с вынужденной необходимостью оперативного перехода на дистанционное обучение.

Конечно, качество дистанционного образования в России оставляет желать лучшего – это ни для кого не секрет. Каждый день в социальных сетях появляются сотни записей и комментариев учителей и родителей, которые жалуются на технические возможности платформ онлайн-обучения и доступность электронных версий учебных материалов. Но, к счастью, сегодня на рынке образовательных услуг появляются сильные игроки, которые готовы делиться опытом и наработками с другими школами. Ведь пандемия закончится, а ценные навыки и опыт проведения занятий в онлайне останутся, и, что вполне вероятно, будут использоваться школами и в будущем. А это, бесспорно, поможет повысить эффективность обучения и вывести российское образование на качественно новый уровень.

Материал предоставлен Татьяной Пирожник

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *