Мы уже давно привыкли, что графический планшет – это прежде всего инструмент художника и аниматора. И фотографа. Но за рубежом их давно и успешно используют в любом процессе обучения – эта современная технология позволяет упростить процесс, дает возможности легко оцифровывать в синхронном режиме написанные от руки формулы, схемы, графики или зарисовки, полностью оказаться от обычных досок. Но особенно актуальны планшеты оказались в последнее время, когда мы все вынуждены были перейти на он-лайн формы обучения, когда доски нет ни под рукой преподавателя, ни, тем более, у обучающегося.  

Рассмотрим подробнее процессы использования графических планшетов в процессе обучения. Но сначала, для лучшего понимания темы, несколько слов о самих девайсах. Их можно разделить на три вида: собственно графические планшеты, графические интерактивные дисплеи и смарт-блокноты. Первые два, о них в основном и поведу свой рассказ, устройства не самостоятельные, подключаются к компьютеру, ноутбуку. Некоторые могут коннектиться со смартфонами на базе Android. Последнее особенно удобно – обучение можно вести абсолютно из любого места, где есть интернет и не возить с собой более громоздкую технику.  При этом программное обеспечение не устанавливается на девайс, используется все то, что есть на компьютере. Прежде всего это программы из пакета Microsoft Office, такие как как Word, PowerPoint и OneNote. Так же планшеты работают и с популярными программами и приложениями для дистанционного обучения Zoom, Microsoft Teams, Skype. 

Графические планшеты – это, по сути, просто электронная доска, на которой вы пишите или рисуете, смотреть же получающийся результат придется на экране компьютера (ноута, смартфона). По цене они значительно дешевле дисплеев и для процесса обучения подойдут самые простые, недорогие модели. В качестве примера простейшего решения можно привести модель One by Wacom от лидера рынка графпланшетов компании Wacom, у них же есть модель Intuos с поддержкой ОС Android

Интерактивные дисплеи намного удобнее использовать, т.к. писать можно прямо на экране устройства, что белее интуитивно и понятно, особенно новым пользователям. При этом монитор компьютера можно использовать в качестве дополнительного экрана, что делает процесс намного эффективнее. Тот же Wacom недавно выпустил бюджетные дисплеи Wacom One – они идеально удовлетворяют все потребности процесса обучения, и стоят дешевле профессиональных.  

И планшеты, и дисплеи в своей комплектации имеют перо, или, как его еще называют, стилус. Именно оно позволяет вводить необходимую нам информацию – привычно, как ручкой или карандашом. При этом нельзя не отметить, что тут мы используем и более привычное положение руки в отличие от компьютерной мышки, поэтому при длительном использовании напряжение и боль в запястье практически не ощутимы. Современные перья не требуют зарядки и работать можно бесконечно долго. При этом перо не просто имеет все функции обычной мышки, его функционал намного шире – есть градации степени нажатия пера, поддержка наклона и пр.  

Смарт-блокнот выглядит как обычный блокнот, с листами бумаги. При этом оснащен специальной ручкой, которая, с одной стороны, оставляет заметки на бумаге как обычная, с другой – позволяет сохранять их в электронном виде. Блокноты удобнее для пользования обучающимся, у них сохраняются привычные записи на бумаге после лекций, семинаров, вебинаров, мастер-классов и уроков, то время как графические планшеты и дисплеи более универсальны и экономны в пользовании, им не нужна бумага, информация сразу оцифровывается. Поэтому планшеты и дисплеи востребованы как у студентов, так и у преподавателей. 

Итак, что же дает нам использование графических планшетов и дисплеев в обучении, особенно дистанционном? Прежде всего – обеспечение интуитивно понятного и эффективного процесса обучения.

— Удобство оцифровки графической информации в любой области знаний 

Графики, диаграммы, формулы, расчеты, написанные от руки на графическом планшете, будут переданы на экран в онлайн-режиме и тут же оцифрованы. И готовы к дальнейшему использованию. Это актуально как в математике, химии, экономике, так и в гуманитарных науках, особенно в креативных направлениях, способствует самовыражению учащихся и педагогов. Уверенно рисовать, редактировать, делать наброски – что может быть лучше для воплощения творческих замыслов в жизнь?

— Отказ от традиционных досок

Наличие компьютера и проектора в классе в сочетании с графическим планшетом/дисплеем позволяют полностью отказаться от привычных досок при офф-лайн обучении, при этом есть возможность сохранения информации в цифровом виде с возможностью дальнейшей отправки всем участникам процесса, в том числе для доработки и внеклассного обсуждения. 

— Повышения запоминания лекций студентами

Большинство учащихся для удобства последующей работы уже привыкли не записывать, а печатать получаемую информацию, но существуют множество исследований, подтверждающих теорию, что запись от руки способствует лучшему усвоению и запоминаемости информации. Перо планшета в данном случае выполняет функцию обычной ручки – записывая лекции на графическом планшете, учащийся активирует память. При этом имеет на выходе оцифрованную информацию и может продолжить работу с ней в электронном виде.

— Полноценное ощущения присутствия в классе при дистанционном обучении

Такие приложения для видеоконференций как Microsoft Teams или Zoom имеют функцию доски и поддерживают использование перьевого ввода. И любой участник конференции может с помощью графических планшетов «писать» на электронной доске

— Не нужно менять манеру преподавания

Графические планшеты помогают преподавателям естественным образом взаимодействовать с
учащимися, изображая на экране то, что они обычно изображают на доске, объяснять сложные процессы и идеи. 

— Выполнение и проверка домашних заданий.

Когда в этом есть необходимость обучающиеся могут легко выполнять задания в привычном режиме ручной записи, и тут же иметь эту информацию в оцифрованном виде, без проблем отправить результат преподавателю по эл. почте и другими удобными способами. Преподаватель, в свою очередь, без проблем может внести привычные заметки от руки в электронную версию документа и отправить его студенту со своими замечаниями.

— Работа над курсовыми и дипломными проектами

Можно без особых усилий и с экономией времени систематизировать, хранить и распространять оцифрованные версии рукописных заметок. Проверять их, вносить комментарии и замечания.

Автор: 

Алексеева Ю.Г., преподаватель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского Университета Дружбы Народов (РУДН)

Мы благодарим за помощь в подготовке материала АО «Графические планшеты», официального дистрибьютора компании Wacom на российском рынке (www.wacom.ru)

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *